Советы родителям баяниста-первоклассника. Некоторые вопросы по организации домашней подготовки.
За последние 15-20 лет в музыкальном образовании произошли кардинальные изменения. Особенно заметно они затронули начальную ступень обучения игре на инструментах и баян не стал исключением.
Раньше средний возраст первоклассника музыкальной школы был 9-11 лет (3-4 класс общеобразовательной школы) сейчас поступающие заметно «помолодели» и даже детсадовцы старшего возраста уже становятся естественным явлением в стенах учреждения дополнительного образования.
Можно слышать разные мнения по поводу раннего обучения, но все же это нововведение утвердили в административном порядке. Были разработаны программы, рассчитанные на восьмилетний курс обучения, чтобы занятия музыкой органично вписались в жизнь маленького ребенка, начинающего в этот же период учиться в общеобразовательной школе.
Самой авторитетной личностью в годы обучения становится учитель. Ребенок воспринимает безоговорочно все его суждения, оценки и тянется к педагогу, в котором видит доброго и справедливого человека. Важно с первых уроков наладить личностные отношения, постараться раскрепостить ученика, чтобы он перестал стесняться, мог рассказать о своих проблемах, смело задавал вопросы. Урок не должен проводиться формально: учитель говорит, а ученик молча выполняет. Нужно стараться создать непринужденную доброжелательную атмосферу, поддерживать в детях желание выполнять задания и побуждать к личной инициативе.
Чтобы обучение было плодотворным и дало самые быстрые положительные результаты необходимо закреплять знания, полученные на уроке, в свободное время дома.
Дети младшего возраста не всегда могут правильно распределить досуг, а некоторые забывают, что им задали на уроке, но читать еще не научились. В первый год обучения родители должны стать незаменимыми помощниками в формировании первоначальных навыков музицирования, привить малышу усидчивость и трудолюбие, обьяснить, что им важно и интересно то, чем ребенок занимается.
Родители могут не уметь играть и не знать нотной грамоты. Но ведь если этому учат детей, то уж взрослый в состоянии разобраться самостоятельно и оказать посильную помощь начинающему музыканту. Важно, чтобы старшие не занимали позицию стороннего наблюдателя: «Мы записали ребенка в школу, а ваше дело научить…»
Преподаватель и родители должны стремиться установить между собой дружеские отношения. Не стоит стесняться лишний раз поговорить с учителем про успехи ребенка, про его желания или о возникших проблемах. Часто родителей тревожит тот факт, что баян тяжелый и не отразится ли игра на нем на здоровье учащегося. В учреждениях дополнительного образования создаются все условия, чтобы занятия музыкой не приносили вред физическому состоянию ребенка: приобретаются инструменты разных размеров, различные подставки, ремни, преподаватели следят за правильной посадкой и осанкой ученика и т.д.
Естественно, дома этого нет. Поэтому, для результативных и безопасных для здоровья домашних занятий, у ребенка должно быть организовано рабочее место. Иногда родителей интересует только вопрос приобретения инструмента. Им кажется, что для того, чтобы ребенок заиграл- достаточно купить баян…Но проходит время, а юный музыкант не берет инструмент в руки. Педагог начинает выяснять причину, и оказывается, что инструмент тяжелый… стоит на шкафу…или убран в футляр, а тот сложно открывается... Различных оправданий множество.
Поэтому первые консультации учителя для родителей всегда касаются вопроса организации домашней подготовки и рабочего места.
Можно выделить несколько основных условий, которые нужно для этого выполнить.
- Правильная фиксация ремней.
Не секрет что музыкальные инструменты достаточно дороги. Естественно преподаватель даст совет, какой инструмент желательно приобрести. Но бывает, что родители не уверены в серьезности намерений своего ребенка или в силу материального положения не могут купить собственный новый баян, соответствующий росту и комплекции обучающегося и покупают инструмент «с рук», не всегда подходящий по размеру их ребенку.
В этом случае стоит попытаться найти выход из положения: правильная регулировка ремней сможет облегчить физические действия ученика.
У баяна три ремня. Два надеваются на плечи, они служат конкретно для удерживания инструмента, чтобы он прочно стоял на коленях. Если плечевые ремни велики, то баян начинает качаться по коленям в разные стороны и возникает риск что ребенок уронит инструмент на пол и может упасть вместе с ним. На ремнях проколоты дырочки и имеются пряжки-застежки. Родители должны отрегулировать размер ремней. Если имеющихся отверстий на ремне недостаточно, то их можно проколоть каким-либо острым инструментом, например, шилом. При правильной регулировке плечевых ремней, инструмент стоит на коленях, ремни прилегают к спине, а не болтаются свободно сзади. Если у ребенка очень узкие покатые плечи, иногда рекомендуется связывать между собой ремни сзади какой-либо тесьмой, веревочкой, лентой и т.д, для более плотного прилегания к телу. Важно следить чтобы ремни не были слишком маленькими. В этом случае инструмент всей тяжестью повиснет на плечах, что сделает занятия физически утомительными и дискомфортными. Или же, для того, чтобы при коротких ремнях баян стоял на коленях, ученик согнет спину. От этого будет страдать не только качество звукоизвлечения и ведения меха, но и самое важное для родителей – здоровье ребенка В идеале, спереди инструмент должен прижиматься к животу и груди свободно, без лишнего давления.
Не менее важна регулировка третьего ремня –для левой руки. Она выполняет функцию ведения меха. От того, как к руке прижат ремень, в первую очередь будет зависеть динамика исполнения произведений, а также работа пальцев. Если левый ремень слишком велик, то, при движении меха на разжим, рука, упирающаяся и давящая на него, отойдет от корпуса инструмента и пальцам будет сложно доставать до кнопок с басами. Если же ремень слишком тесен, будет затруднено вертикальное передвижение руки по корпусу баяна, что затруднит исполнение быстрых виртуозных произведений.
Также есть некоторые технические приемы и штрихи, например, тремоло мехом, вибрато, акценты, которые невозможно исполнить без правильной подгонки левого ремня.
Если родители заметили, что ремень слишком далеко или наоборот очень сдавливает и прижимает руку ребенка к баяну, следует покрутить регулировочное колесико, находящееся сверху в левой части корпуса инструмента.
- Правильная посадка.
На чем нужно сидеть во время занятий на баяне? Это на скрипке или флейте можно играть стоя, а заниматься на баяне первоклассник может только сидя. При этом нужно помнить, что баян стоит на коленях ученика. Значит колени должны быть согнуты под прямым углом и бедро соответственно располагаться параллельно полу. Сомнительно что у каждого есть стул, сидя на котором можно соблюсти эти условия. При опросе выясняется, что в основном дети занимаются сидя на диване или кровати, потому что эта мебель больше подходят по высоте. Но мягкое сиденье не годится для занятий, оно портит осанку, влияет на позвоночник. Правильная посадка должна иметь три точки опоры: на сиденье, на ступни ног и на поясницу (спина прямая, не сгорбленная). Для этого больше всего подойдет стул или табурет, но для маленького ребенка они слишком высоки. Некоторые малыши, сидя на табурете, не достают ногами до пола. Поэтому родителям следует подумать о подставке под ноги, которую может сколотить, из доски или фанеры, даже самый неопытный в плотницком ремесле папа.
Подставку нужно подогнать по высоте соответственно требованиям, указанным выше. Желательно, чтобы площадь поверхности подставки не была слишком маленькой, ведь во время игры на баяне ноги могут сдвигаться с места, и ребенок может оступиться и упасть.
- Правильная постановка нот.
Получив первые уроки музыкальной грамоты, выучив ноты и длительности, ребенок начинает играть по нотам. Вначале это могут быть короткие пьесы, записанные преподавателем от руки в нотной тетради, а по мере освоения инструмента, пьесы становятся длиннее и сложнее. Тогда учитель дает ребенку сборник пьес или, чаще, ксерокопированные страницы из этих сборников.
Когда листов становится много, они создают неудобство: мнутся, рвутся, падают на пол во время занятий. Хорошим вариантом для хранения и систематизации пьес является папка с файлами. Помещая ксерокопии пьес в файлы, ребенок привыкает к порядку, тратит меньше времени на поиски нужной пьесы, а также может собрать небольшую нотную библиотеку. Такую папку удобно ставить в классе на пюпитр. Пюпи́тр -слово имеющее французское происхождение -подставка для нот. Баянисты ставят его перед собой, со стороны правой клавиатуры так, чтобы было комфортно читать ноты во время игры.
В домашних условиях ребенок, без контроля взрослых, не имея пюпитр, садится на диван, кладет ноты сбоку и через правую руку заглядывает в них. Или же вариант немного лучше: кладет пьесу перед собой на стол. В обоих случаях такие занятия приносят вред зрению, мышцам шеи и неокрепшему позвоночнику начинающего музыканта. Через несколько минут работы в таком положении ребенок устает, в следствии чего теряет интерес к занятию. Родители должны научить ребенка, как поставить ноты, чтобы они располагались перед лицом занимающегося. Можно приобрести пюпитр в музыкальном магазине. Некоторые ставят ноты на подставку для учебников. Можно сделать импровизированный пюпитр своими руками по аналогии с рамкой для фотографий. Или же просто прислонить к чему-либо или подпереть папку сзади так чтобы она находилась в вертикальном положении.
В заключение хочется сказать, что на первых занятиях ребенку кажется, что баян непомерно тяжел для него и, если не создать благоприятные условия для домашних занятий, адаптация к инструменту может затянуться или не наступить вообще. И тогда учащийся начнет жаловаться родителям, что он сильно устает, что ему тяжело, болят ноги, спина и т.д. Родители, переживая за здоровье малыша идут у него на поводу и обучение в музыкальной школе заканчивается, едва начавшись.
Следовательно, обустройство рабочего места является важнейшей задачей для домашнего музицирования. Важно научить ребенка самостоятельно ставить подставку для ног, пюпитр, стул. Следует хранить инструмент в легкодоступном месте с отрегулированными ремнями. И конечно первое время родителям стоит напоминать ребенку о важности ежедневных репетиций. Тогда все усилия получат положительный результат и обучение станет успешным.